Во многих отраслях промышленности, особенно за рубежом, широко применяется восстановление подшипников вместо приобретения новых. Во время капитального ремонта оборудования и технического обслуживания подшипники демонтируются и отправляются на завод-изготовитель для восстановления. Экономия может составить от 50 до 80 % в зависимости от размера, конструкции подшипника и его состояния. Модернизация подшипников массой примерно 100 кг равнозначна снижению выбросов CO2 на 350 кг. Основные преимущества восстановления подшипников: экономический эффект снижения стоимости эксплуатации подшипника в течение жизненного цикла и снижение воздействия на окружающую среду благодаря восстановлению подшипников. Операции по восстановлению проводятся для подшипников марок SKF, SNR, Timken и многих других.

Восстановление подшипников TimkenУсталость подшипника является результатом напряжения сдвига, которое возникает циклически под рабочей поверхностью колец и тел качения. С течением времени эти напряжения вызывают образование подповерхностных трещин, которые затем достигают поверхности. Когда тела качения проходят по поврежденной поверхности кольца, с неё откалываются частицы материала. Такое явление известно как усталостное выкрашивание. Ресурс определяется как промежуток времени до появления первых признаков усталости и является функцией количества оборотов, совершённых подшипником, и величиной нагрузки.

Еще в середине 50-х годов Арвид Пальмгрен, ведущий специалист, занимавшийся теоретическими исследованиями в области подшипников, предложил концепцию ремонта подшипников вместо их замены. Технология ремонта подшипников, обеспечивающая увеличение долговечности и надёжности подшипника, применяется уже в течение десятков лет.

Восстановленные подшипники имеют почти такие же показатели ресурса и надёжности, как и новые подшипники. Значение коэффициента ресурса восстановленного подшипника находится в диапазоне от 0,87 до 0,99 ресурса нового подшипника. Для определения значения коэффициента ресурса используются следующие методы:  рентгеновская дифракция, резонансная ультразвуковая спектроскопия поверхностных акустических волн, метод Баркхаузена, микромагнитные испытания, спектроскопия неупругих волн, ультразвуковая дефектоскопия с использованием фазированной антенной решётки.

В зависимости от степени износа работы по восстановлению подшипников можно разделить на пять классов. Операции внутри конкретных классов пронумерованы, но фактическая последовательность выполнения работ не имеет прямого отношения к нумерации. При восстановлении подшипников качения проводятся следующие работы, причем вид и количество работ для каждого класса восстановления может различаться: технический контроль изношенных подшипников и сверка с чертежами/требованиями спецификаций, подшипники разбираются, измеряется твёрдость колец подшипников, компоненты, подлежащие восстановлению, подвергаются размерному контролю. При необходимости, боковые поверхности подшипников, внутренний и наружный диаметры шлифуются или полируются согласно допускам. При восстановлении, класс II, удаляется значительный объём материала, при этом удаляются легко устранимые повреждения и изменяется объём материала, подверженного напряжениям. Поверхность обрабатывается до достижения проектных размеров или с более высокой точностью. Затем в подшипник устанавливаются новые тела качения, диаметр которых равен диаметру ранее установленных тел качения подшипника с добавлением двойного значения глубины снятого материала, если это необходимо согласно требованиям к зазору. Новые тела качения должны иметь тот же номинальный диаметр, но при этом должен учитываться зазор подшипника. Сепараторы проверяются на предмет трещин и при необходимости плакируются. В отдельных случаях сепараторы заменяются. Обычно новые тела качения устанавливаются внутри сепаратора, и подшипник повторно собирается.

Практика восстановления подшипников особенно широко распространена в авиационной отрасли. Проверка, очистка, ремонт и обслуживание авиационных подшипников осуществляются  в соответствии с порядком, определяемым при получении соответствующей сертификации. На инспекцию и очистку подшипников отводится,как правило, 10 календарных дней, на ремонтные операции – около 20. Подшипники возвращаются к потребителям с соответствующими сопровождающими документами.

По материалам Evolution – делового и технического журнала фирмы SKF (www.skf.com)